Молодой еврейский юноша Михаил Лазаревич Ушац в 40–х годах хх века поступил в Московский архитектурный институт. Впоследствии он стал советским карикатуристом и работал в журнале "Крокодил". Но в первый год обучения в МАрхИ он запомнился сокурсникам одной привычкой: Миша подписывал свои личные (и не только) вещи.
Однажды на кафедре рисунка, где студенты должны были рисовать с натуры позирующую модель, шла подготовка к занятию и дежурные расставляли мольберты. Хорошие места для мольбертов всегда стремятся занять те, кто приходят в класс первыми, а опоздавшим достаются самые неудачные ракурсы. Случайно проходивший по коридору Ушац заметил, что мольберты уже выставлены, зашел в класс, выбрал самый удачный и написал на нем свою фамилию Староста курса, пришедший на следующий день первым, увидел эту надпись, все понял, но не стал ее стирать. Вместо этого он подписал все остальные мольберты: "Ушац… Ушац… Ушац…".
Студенты шутку старосты заценили. И понеслось… На форзацах книг в студенческой библиотеке рядом с именами авторов начала через запятую появляться фамилия Ушац; парты и стулья в аудиториях тоже постепенно почти все стали принадлежать Ушацу; унитазы, в том числе в женских туалетах, также оказались подписаны; а девушки–студентки приносили в институт красные нитки и в перерывах между парами вышивали "Ушац" на оконных шторах и тряпках, которыми стирали мел с ученических досок. Гипсовые головы, кульманы, планшеты, шкафы, кафедры, словом весь доступный институтский инвентарь получил клеймо: "Ушац". И тогда мем вышел за пределы института. Он стал постепенно появляться на архитектурных памятниках.
Затем эта надпись стала появляться в подземных переходах и так далее, вплоть до египетских пирамид (особенно был распространен в конце 70-х в мекках МАРХишников вроде Переславля-Залесского, Коломны, Кусково и прочих живописных развалин, на которых студенты возникали как по надобности (практика по рисунку, живописи), так и чисто из фана (в то время МАРХИшники очень много путешествовали по стране). Кстати, как говорят знающие люди, где-то, примерно в Каракуме, кто-то не поленился вызвать самосвалы, чтобы выложить валунами «УШАЦЪ».
Ушац проник в литературу, кино и даже мультфильмы. Сначала в СССР, а потом и за рубежом. А в профессиональном сленге архитекторов появилась присказка: "Это просто УшацЪ какой–то! "
В фильме «Афоня» надпись «ушац» видна на стене в прихожей, куда приходит главный герой. В фильме «Мимино» надпись «ушац» нацарапана возле двери квартиры Нугзара. В фильме «Совсем пропащий» надпись (в транслите) видна в конце фильма на столбе. В фильме «Не горюй!» надпись (в варианте без Ъ) встречается дважды: на стене столовой и на кухне духана «Сам пришёл». Еще одна надпись была замечена на стене квартиры любовницы главгероя в фильме «Осенний марафон». Данелия сам из МАРХИ и учился там во времена появления этого форсед-МАРХИ-мема.
Помимо этого надпись "Ushаtc" можно увидеть в экранизации романа Марка Твена "Приключения Гекльберри Финна" 1972 года "Совсем пропащий", а в мультфильме "Незнайка на луне" 1997 года на стене ресторана за лопающим кашу Пончиком написано "Ушац жив! "
В родном институте Ушацъ пережил второе рождение в 2001—2003 годах, когда надписи маркером (преимущественно красным и черным) в больших количествах вновь появились на партах и в туалетах института.
В 2003 году, по рассказу одного вечерника, надпись «Ушацъ» была обнаружена им на верхней смотровой площадке телебашни в Торонто (Канада) где-то за полтора года до означенного разговора. Также её видели на Эйфелевой башне, на башне Пизанской, на Эвересте, словом по всей Европе и Неевропе. Даже на кактусах на набережной в Барселоне эта надпись есть. В Лондоне на одном из столов в парке Александры. Так-то.
Во время празднования 70-летия МАРХИ во дворе института был повешен небольшой дирижабль с надписью «Ушац», который был признан студенчеством как чей-то прокол (каноническим считается именно Ушацъ) и породил немало лулзов.
В настоящее время фраза снова начинает забываться…
Свежие комментарии